Современные тенденции исторического образования в школе: опыт сохранения исторической памяти и преемственности поколений
Межрегиональный научно-практический симпозиум
Формат проведения: в режиме ВКС
Цель проведения мероприятия: открытое профессионально-общественное обсуждение современных теоретико-методологических, общественно-политических и методических вопросов сохранения исторической памяти и преемственности поколений, исторического образования в современной школе
Проблемное поле: в условиях вызовов и рисков современного глобального, быстро меняющегося мира, попыток фальсификации исторических фактов, что особенно очевидно накануне очередной даты Победы советского народа в Великой Отечественной войне, приобретают особую значимость и требуют обсуждения следующие вопросы:
проблемы сохранения исторической памяти и преемственности поколений воспитательными средствами школьных уроков и различными формами внеурочной деятельности обучающихся;
-
вопросы государственной политики исторического образования в Российской Федерации;
-
создание музея истории в школе и осуществление этой деятельности в образовательной организации
-
создание и качественное наполнение электронной образовательной среды образовательной организации и использование электронных ресурсов на уроках истории;
-
вопросы профессиональных компетенций педагога и направлений подготовки будущих учителей истории.
Организационные формы работы симпозиума: пленарное заседание, презентационные и дискуссионные площадки, круглый стол в дистанционном формате
Целевая аудитория: специалисты, работающие в системе общего и профессионального образования, преподаватели высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования, методисты и авторы учебников по истории, специалисты в сфере методики преподавания истории, ученые, аспиранты и соискатели, учителя истории и обществознания
09.00-09.45 Техническое подключение
10.00-13.00 Дискуссионная площадка «Проблемы сохранения исторической памяти и преемственности поколений»
Модератор:
Фефелова Л.Н., методист кафедры гуманитарного образования ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края
Аналитик:
Светличных Надежда Михайловна, и.о. ст. преподавателя кафедры гуманитарного образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»
Спикеры:
Веретельников Олег Геннадьевич, учитель МБОУ СОШ № 5 п. Первомайский Шилкинского района,
Романюк Лариса Борисовна, зав. кафедрой гуманитарного образования ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»
Уроки патриотизма учителей истории Забайкальского края как средство воспитания гражданско-патриотических качеств современных школьников.
Фефелова Любовь Николаевна, ст. преподаватель кафедры гуманитарного образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»
Всероссийский проект «Без срока давности»: опыт реализации в Забайкальском крае.
Паздникова Ольга Сергеевна, преподаватель русского языка Читинского Суворовского училища МВД России
Опыт подготовки к Всероссийскому конкурсу сочинений «Без срока давности» в Суворовском училище МВД России.
Виговская Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Зюльзя Нерчинского р-на
Сохранение традиций и преемственности поколений средствами школьного музея «Бабушкина горница».
Соломинова Ирина Владимировна, преподаватель гуманитарных дисциплин ГПОУ «ЧТОТ и Б»
Апробация методической разработки урока в формате Workshop по теме: «Е. Носов. Повесть «Усвятские шлемоносцы»: исторические параллели, фольклорные традиции и духовные смыслы произведения».
Журавлёва Лариса Борисовна, преподаватель гуманитарных дисциплин ГПОУ «ЧТОТ и Б»
Подготовка к конкурсу чтецов как способ формирования исторического мышления студентов системы СПО.
Светличных Надежда Михайловна, и.о. ст. преподавателя кафедры гуманитарного образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»
Специфика жанров творческих работ участников регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности».
Тулгутуева Алла Бальчиновна, учитель истории и обществознания МБОУ «Алханайская СОШ»
10.00-13.00 Круглый стол «Проблемы исторического образования современной школы и пути их решения»
Модератор:
Соломин П.И., методист кафедры гуманитарного образования ИРО Забайкальского края
Аналитик:
Пасынкова Е.В., методист кафедры гуманитарного образования ИРО Забайкальского края
Спикеры:
Аюшиев Андрей Валентинович, учитель МОУ «Верхнешергольджинская СОШ Красночикойского р-на» «Карты смыслового чтения на уроках истории и обществознания как основа формирования функциональной грамотности».
Солонько Александра Жановна, учитель МБОУ СОШ № 22 г. Читы.
Работа над исследовательским проектом «Сохранение исторической памяти в г. Чите средствами мест памяти и скульптурных изображений выдающихся личностей».
Михайлова Ольга Анатольевна, преподаватель ГОУ «Читинское Суворовское военное училище МВД России», г. Читы. Траектория непрерывного образования учителя истории как условие профессионального развития педагогов.
Загидулина Олеся Михайловна учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 1 п. Забайкальск. Метод социального проектирования как один из эффективных способов сохранения исторической памяти и преемственности поколений.
Абраменко Андрей Александрович, учитель истории МБОУ «Гимназия № 21» г. Читы. Образовательный маршрут и образовательная Программа как средства роста профессионального мастерства учителя истории.
Лаврентьева Елена Анатольевна, учитель истории МБОУ «Гимназия № 21» г. Читы. Работа над формированием функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.
Бахметьева Елена Александровна, учитель истории МБОУ СОШ № 8 г.Читы. Школьный музей истории как проект.
Кувардина Любовь Алексеевна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 2 п. Забайкальск. Социальные акции исторической направленности как средство повышения учебной мотивации и формирования устойчивого интереса к предмету.
10.00-13.00 Презентационная площадка «Исследовательская деятельность учителя и ученика в процессе исторического образования»
Модератор:
Романюк Л.Б.., заведующая кафедрой гуманитарного образования ИРО Забайкальского края
Аналитик:
Степанова Н.В., преподаватель кафедры педагогики ИРО Забайкальского края, к.п.н.
Спикеры:
Фалилеева Марина Васильевна, учитель МОУ Александрово-Заводской СОШ
Развитие российского движения школьников в Александрово-Заводском районе.
Романюк Лариса Борисовна, зав. кафедрой гуманитарного образования ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края
Реализация интегрированного курса «Забайкаловедение» с использованием электронных образовательных ресурсов.
Фефелова Любовь Николаевна, ст. преподаватель, методист кафедры гуманитарного образования ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»
Актуализация проекта «Без срока давности» в Забайкальском крае.
Чуева Надежда Сергеевна, учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная казачья школа с. Знаменка»
Роль музея «История забайкальского казачества» в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников.
Бахаева Наталья Анатольевна, учитель МБОУ СОШ п.Баляга Петровск-Забайкальского района.
Проекту жить! (О дальнейшем развитии проекта «О социальном партнерстве на селе»).
Голенкова Любовь Фоминична МОУ СОШ № 3 г. Петрвск-Забайкальский
Векторы сотрудничества муниципального музея и образовательной организации для достижения цели сохранения исторической памяти.
Климова Светлана Александровна, учитель истории МБОУ СОШ п. Холбон Шилкинского района
Основные направления деятельности музея в МОУ «Холбонской СОШ» (Создание музейных экспозиций, посвященных Великой Отечественной войне).
Гунгаева Аягма Радножаповна, учитель русского языка и литературы МБОУ Дульлдургинской СОШ
Интервью с лидером общественного мнения.
Барахтин Андрей Александрович, преподаватель ГОУ «Читинское Суворовское военное училище МВД России», г. Читы
Игры на уроках истории как средство мотивации к обучению.
Тюкавкин Сергей Анатольевич, учитель истории и обществознания СОШ № 41 г. Борзи
Школьный музей как средство формирования исторической памяти обучающихся в школе.
14.30-16.30 Пленарное заседание
Приветственное слово гостей симпозиума
Шибанова Наталия Михайловна, заместитель министра образования и науки Забайкальского края, к.п.н.
Гарднер Валерия Валерьевна, ректор ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», к.п.н.
Выступления на пленарном заседании с докладами:
Стрелова О.Ю., профессор кафедры теории и методики обучения Хабаровского краевого института развития образования, д.п.н. наук, профессор. Сохранение исторической памяти на примере песен о Великой Отечественной войне: педагогические проблемы патриотического воспитания в современной школе.
Мерцалов В.И., профессор кафедры истории Забайкальского государственного университета, д.и.н.. Историческая правда и современность.
Зимирев Г.И., главный специалист комитета образования, руководитель лаборатории управления развитием образования, председатель Забайкальского регионального отделения Российского общества социологов. Макросоциологические аспекты модернизации исторического образования в России в свете «вызовов 2020-х годов».
Кочеров Ю.А., методист истории и обществознания информационно-методического отдела изд-ва «Русское слово» г. Москва. Реализация требований обновленного ФГОС и школьное историческое образование.
Романюк Л.Б., зав. кафедрой гуманитарного образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края». Изменение содержания историко-обществоведческого образования в Российской Федерации: анализ примерных рабочих программ по истории и обществознанию.
Соломин П.И., методист кафедры гуманитарного образования ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 24 г. Читы. Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма.
Шойдокова Н.Ц., учитель истории и обществознания МБОУ «Агинская окружная гимназия-интернат»