РЕЗОЛЮЦИЯ
Межрегионального научно-практического симпозиума
«Современные тенденции физико-математического образования в школе: методология и методы повышения качества»
23 сентября 2021 года состоялся Межрегиональный научно-практический симпозиум «Современные тенденции физико-математического образования в школе: методология и методы повышения качества». Организаторами Симпозиума выступили Министерство образования и науки Забайкальского края, ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».
Участниками симпозиума стали специалисты органов управления образованием, руководители и педагогические работники организаций общего, специального, дополнительного и профессионального образования, методисты, авторы учебников, ученые, студенты, аспиранты и соискатели. Работа симпозиума была организована дистанционно, всего более 100 человек.
В работе симпозиума приняли участие специалисты Министерства образования и науки Забайкальского края; ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», ГАОУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»; ИМЦ «Арсенал образования» (Группа компаний “Мнемозина”);. руководители и педагоги образовательных организаций; руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием, методических служб Забайкальского края,ГУ Краевого центра оценки качества образования Забайкальского края, руководители и сотрудники ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края» – всего более 100 участников.
Цель симпозиума заключалась в открытом профессионально-общественном обсуждении современных теоретико-методологических, общественных и методических вопросов повышения качества физико-математического образования в современной школе.
Обсуждались следующие актуальные вопросы:
- государственная политика в области физико-математического образования в РФ;
- реализация Концепции развития математического образования в Забайкальском крае;
- реализация Концепции преподавания учебного предмета «Физика»» в образовательных организациях, реализующих программы общего образования»;
- проблемы и задачи подготовки бакалавров к профессиональной деятельности учителя математики и физики современной школы;
- анализ результатов оценочных процедур как условие повышения качества физико-математического образования;
- формирование и совершенствование ключевых компетенций педагога как необходимое условие повышения качества физико-математического образования;
- основные подходы к выявлению профессиональных затруднений учителей математики и физики, опыт разработки, реализации, сопровождения индивидуальной программы повышения профессионального мастерства
- практика применения современных образовательных технологий, способствующих повышению качества физико- математического образования;
- естественнонаучная и математическая грамотность школьников: успешные практики формирования и оценивания
- успешные практики в интеграции общего и дополнительного образования детей в направлении физико-математического образования;
- цифровая образовательная среда и ее возможности для школьного физико-математического образования;
- математическое образование в инклюзивном пространстве;
- лучшие практики подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике и физике;
- выявление, поддержка, развитие физико-математических способностей и талантов у детей: опыт и перспективы развития
Представленные доклады носили практико-ориентированный характер, касались вопросов выбора стратегии качественного математического и физического образования, в также формирования вычислительных навыков и математической грамотности как ключевых факторов достижения планируемых результатов ФГОС, особенностей определения методической стратегии достижения предметных и метапредметных результатов у обучающихся с целью успешного прохождения государственной итоговой аттестации
Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники конференции отмечают:
— учителям, преподавателям математики и физики в педагогической деятельности необходимо опираться на теоретические исследования, раскрывающие современные проблемы, тенденции и перспективы развития физико — математического образования, отечественный и международный опыт обучения математике и физике в образовательных организациях;
— акцентировать внимание на том, что приоритетом физико — математического образования является развитие способностей к логическому мышлению, коммуникации;
— способствовать осознанию роли математики и физики в жизни общества и каждого человека;
— добиваться от учащихся, студентов сознательного усвоения физикоматематических понятий, умений и способов действий, позволяющих применить их в новых нестандартных условиях;
— содействовать формированию положительной мотивации учащихся, студентов к изучению физики и математики;
— широко использовать активные методы обучения математике и физике, уделяя особое внимание самостоятельной работе учащихся;
— при отборе содержания обучения, конструировании системы заданий приоритет отдавать нестандартным задачам, а также задачам, имеющим несколько решений;
— широко использовать информационные и коммуникационные технологии, способствующие взаимодействию участников образовательного процесса, доступ к информационным источникам, эффективный мониторинг и контроль результатов образовательного процесса;
— осуществлять личностно ориентированное обучение, обеспечивающее индивидуальный подход к учащимся.
По результатам обсуждения ключевых вопросов участники симпозиума рекомендуют:
- продолжить работу по реализации Концепции повышения качества физико-математического образования в общеобразовательных организациях Забайкальского края на 2020-2025 г.;
- способствовать повышению имиджа физико-математического образования через профессиональную ориентацию обучающихся на выбор профессий, связанных с развитием современного высокотехнологичного производства;
Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края:
- продолжить работу по развитию сетевой системы взаимодействия учреждений общего, дополнительного, профессионального и высшего образования, в т.ч. консолидация возможностей материально-технических ресурсов, создание центров физико-математического образования на базе опорных школ;
- обеспечить системную работу по привлечению педагогических работников физико-математического профиля в образовательные организации (используя различные проекты, в том числе программу «Земский учитель»);
- инициировать проведение мероприятий для популяризации педагогических профессий, в том числе через открытие педагогических классов
Муниципальным методическим службам
- продолжить работу по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации и по реализации Концепции учебного предмета «Физика»;
- обеспечить целенаправленное математическое и физическое просвещение, популяризацию математики и физики как сферы знания, отрасли науки, направления профессионального образования
Общеобразовательным организациям:
- продолжить работу по обновлению содержания и технологий реализации предметных областей «Математика и информатика» и «Физика»;
- мотивировать обучающихся к участию в математических и физических олимпиадах и конкурсах различного уровня;
- обеспечить активное участие учителей математики и физики в научно-практических конференциях, семинарах, вебинарах, круглых столах, мастер-классах, курсах повышения квалификации;
- усилить работу по организации целесообразного сочетания урочной и внеурочной деятельности учащихся, как одной из форм повышения качества физико-математического образования;
- создать условия для активного использования:
- инновационных методик, программ и технологий в преподавании математики;
- информационных и коммуникационных технологий, способствующих взаимодействию участников образовательного процесса, доступу к информационным источникам, эффективному мониторингу и контролю результатов образовательного процесса;
- теоретических исследований, раскрывающих современные проблемы, тенденции и перспективы развития математического образования, отечественный и международный опыт обучения математике в образовательных учреждениях разных типов и уровней.
Организациям дополнительного профессионального образования
- включить в программы курсов повышения квалификации мероприятия, направленные на освоение приемов развивающего обучения, современных технологий диагностики оценивания образовательных достижений обучающихся, проведения уроков с использованием современных цифровых лабораторий;
- обеспечить информационно-методическую поддержку учителей специализированных физико-математических классов;
- продолжить проведение вебинаров по актуальным проблемам преподавания физики и математики;
- внедрить в практику диссеминацию опыта педагогов, обучающиеся которых являются победителями и призѐрами всероссийских конкурсов и олимпиад;
- продолжить практику проведения профессиональных конкурсов среди учителей физики и математики.
Участники конференции отмечают значимость проведенного симпозиума, способствующего установлению новых творческих связей, объединению теории и практики для решения актуальных проблем физико-математического образования.