
Межрегиональный научно-практический симпозиум «Современные тенденции и перспективы изучения родных языков и поликультурного воспитания детей и молодежи»
Формат проведения: в режиме ВКС
Целевая аудитория: Специалисты, работающие в системе общего и профессионального образования, преподаватели высших учебных учреждений, учреждений дополнительного образования, методисты и авторы учебников по родным языкам и литературе, специалисты в сфере языковой политики, представители культуры, ученые, аспиранты и соискатели.
Целью симпозиума является обсуждение актуальных вопросов развития и преподавания родных языков народов РФ, современных стратегий, технологий; определение потенциала лучших практик их изучении и сохранении; новые подходы в области преподавания родного языка, поликультурного воспитания детей и молодёжи; интеграции контактов ученых, преподавателей и практиков по вопросам повышения качества преподавания родных языков в контексте этнокультурного и поли-культурного воспитания детей и молодежи в условиях билингвизма и реализации Концепции преподавания родных языков народов РФ, определение роли и потенциала народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
Основные вопросы для обсуждения:
— преподавание родных языков народов РФ в образовательных организациях: новые подходы;
— интеграция поликультурного и полилингвального образовательного пространства: ценностные ориентиры, практика, опыт;
— потенциал современной образовательной среды и лучшие практики обучения родным языкам;
— вопросы народного искусства и нематериального культурного наследия народов России;
— билингвальное образование в условиях поликультурного пространства образовательных организаций;
— этнорегиональная специфика и особенности воспитания и обучения родному языку в поликультурном образовательном пространстве;
— социокультурная и языковая идентификация личности обучающихся в поликультурной образовательной среде;
— цифровые образовательные ресурсы преподавания родных языков, в том числе русского как родного;
— родные языки и поликультурное воспитание как инструмент воспитания патриотизма и толерантности, профилактики экстремизма в области этноконфессиональных отношений;
08.30-09.00 Проверка технической готовности участников
09.30-10.00 Открытие конференции
Спикеры:
Шибанова Наталия Михайловна, зам. министра, начальник общего отдела Министерства образования и науки Забайкальского
края, к. п. н.
Будаева Билигма Батордоржиевна, заместитель руководителя — начальник управления социальной сферы Администрации Агинского Бурятского округа Забайкальского края, к.г.н.
Сыроватка Николай Васильевич, председатель Ассамблеи народов Забайкальского края, художественный руководитель Театра национальных культур «Забайкальские узоры», заслуженный артист РФ
Сангин Эрик Иванович, председатель организации «Забайкальская региональная общественная организация бурят»
Гарднер Валерия Валерьевна, ректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к. п. н.
10.00 -13.30 Интерактивные мероприятия
Комната 1. Мастерская
«Цифровизация в этнокультурном образовании и воспитании как условие развития бурятского языка и культуры»
Модератор:
Жамбалова Эмилия Чойжалсановна, проректор по научно-методической работе ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края»
Аналитики:
Цыбжитова Цыржима Владимировна, заведующая кафедрой этнокультурного образования и воспитания ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края»;
Дашинимаева Арюна Будаевна, преподаватель ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края»
Спикеры:
Рабданова Лхама Раднабазаровна, ректор ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края»
Этнокультурное образование в Агинском Бурятском округе: современное состояние и перспективы развития в условиях цифровизации
Гармаева Октябрина Балдановна, педагог дополнительного образования МАДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» ГО «Поселок Агинское»
Интерактивные формы взаимодействия детского сада с семьями при обучении родному языку
Жамбалова Цымжидма Базаргуруевна, заведующая МДОУ «Челутайский детский сад «Тополек» Агинского района
Обучение детей дошкольного возраста родному языку через использование электронных дидактических игр
Балжирова Дарима Николаевна, учитель начальных классов МАОУ «Агинская СОШ №1» ГО «Поселок Агинское»
Дистанционный урок бурятского языка с использованием инструментов Google
Цыденешиев Тумэн Кимович, Доржипаланова Баирма Доржиевна, учителя технологии МАОУ «Агинская СОШ № 1» ГО «Поселок Агинское»
Реализация этнокультурного содержания образования через проектно-исследовательскую деятельность
Галсанова Ирина Олеговна, учитель бурятского языка МАОУ «Могойтуйская СОШ №3» Могойтуйского района
Использование приложения MyHeritage на уроках родной бурятской литературы как средство формирования духовно-нравственного воспитания обучающихся
Жамбалдоржиева Цыцык Дашиевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Таптанайская СОШ» Дульдургинского района
Цифровые ресурсы как механизм интеграции национальной культуры в содержание предметных областей
Раднабазарова Цыцыгма Одоновна, педагог дополнительного образования МАУДО «Агинский Дом детского творчества им. И.Д. Кобзона»
Развитие этнокультурной компетентности школьников в условиях цифровизации дополнительного образования
Батуева Янжима Цывановна, методист ГУК «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края»
Бурят-монгольская письменность – культурное наследие бурятского народа
Cультимов Баир Баторович, старший научный сотрудник ГУК «Агинский национальный музей им. Г. Цыбикова»
Развитие родного языка и культуры: способы цифровизации музейной деятельности
Цынгеева Чимита Батомункуевна, главный методист ГУК «Агинская краевая библиотека им. Ц. Жамцарано»
Краеведение: новые смыслы, вызовы, идеи и практики
Лыгденова Зоя Жамсаевна, аспирант ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова»
Социальные сети как ресурс обучения бурятскому языку
Комната 2. Хакатон
По созданию материалов, направленных на сохранение, развитие родных языков и нематериального культурного наследия народов России»
Модератор:
Грешилова Ирина Александровна, проректор по научно-методической работе ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»
Аналитики:
Дугаржапова Елена Дагбаевна, старший преподаватель кафедры педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.п.н.
Пасынкова Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры гуманитарного образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»
Комната 3. Стажировочная площадка
По популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности народов и этнических общностей
Модератор:
Кимова Светлана Зандараевна, заведующая кафедрой педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.п.н
Аналитики:
Капустина Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»
Спикеры:
Сыроватка Николай Васильевич, председатель Ассамблеи народов Забайкальского края, художественный руководитель Театра национальных культур «Забайкальские узоры», заслуженный артист РФ
Сохранение культурного наследия – приоритетное направление в деятельности ГАУК «Государственный музыкальный театр национальных культур «Забайкальские узоры»
Кузнецова Марина Викторовна, директор, Чупрова Марина Александровна, зам. директора МОУ «Красночикойская СОШ № 2»
Когда река мелеет, идут к истоку
Куфарова Ксения Александровна, специалист по жанрам творчества МКУК «Центр эвенкийской традиционной культуры» «Культурное наследие эвенкийского народа»
Санданжамсоева Баярма Цыреновна, зам. директора по НОО МОУ Средняя общеобразовательная школа с. Смоленка Читинского района
Особенности бурятской народной игры «Шагаай наадан»
Матапова Саржина Владимировна, консультант отдела по национальным языкам и управления по сохранению и развитию национальной самобытности администрации Усть-Ордынского Бурятского округа
Родной язык как фактор формирования этнической культуры
Цыденова Ханда Гунсоновна, ст. преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО «Бурятский республиканский институт образовательной политики»
Народные логометрические игры как средство обучения родному языку
Брославская Нина Константиновна, учитель молдавского языка и литературы МОУ «Бендерская средняя общеобразовательная школа №15» Тираспольской области» Преднестровской Молдавской Республики
Молдавский официальный язык в системе образования и поликультурного воспитания: потенциал, пути интеграции, новые подходы
Очирова Мария Иннокентьевна, учитель родного языка МОУ «Верхнешергольджинская СОШ» Красночикойского района
Тропою предков
Куклина Маргарита Павловна, воспитатель интерната МБОУ «Варьеганская ОСШ», Ханты-Мансийский автономный округ-Югры
Приобщение школьников к самобытной культуре народов ханты и лесных ненцев через работу школьного музея (из опыта работы)
Комната 4. Стендовая сессия
Лучшие практики в области преподавания родного языка, поликультурного воспитания детей и молодёжи в контексте современных стратегий
Модератор:
Намжилова Елена Садоевна, старший методист ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края»
Аналитик:
Полуэктова Вера Ивановна, методист регионального модельного центра ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»
Болотова Галина Цырендашиевна, старший преподаватель ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края»
Спикеры:
Шагланов Зоригто Сергеевич, учитель бурятского языка и литературы ГОБУ ИО «Усть-Ордынская гимназия-интернат», Иркутская область
Поликультурное воспитание и обучение подрастающего поколения в условиях Усть-Ордынской гимназии-интерната
Дашиева Дарима Батуевна, учитель родного языка МАДОУ детский сад №52 «Ая-ганга», г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами бурятского фольклора
Дармаева Виктория Анатольевна, учитель эвенкийского языка МОУ «Тупикская СОШ» Тунгиро-Олекминского района
Эвенкийская народная культура в образовательном пространстве МОУ «Тупикская СОШ» Тунгиро-Олекминского района
Ефимова Анастасия Иннокентьевна, учитель родного языка МБДОУ № 97 г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Восприятие бурятской речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях частичного погружения в речевую среду
Карпенко Лариса Ивановна, учитель мансийского языка МБОУ «Нижнеарыкарская СОШ», Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югры
Реализация «Концепции изучения родному языку, литературе КМНС»
Бронникова Светлана Викторовна, директор МОУ «Знаменская СОШ» Нерчинского района
Культура казачества как фундамент духовно-нравственного воспитания школьников
Бадагуева Валентина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Тарасинская СОШ» Боханского района, Иркутская область
Этнопедагические аспекты воспитания младших школьников в сельской местности
Ольхеева Инга Вячеславовна, учитель бурятского языка МОУ «Корукская СОШ» Эхирит-Булагатского района, Иркутская область
Совершенствование и развитие творческих компетенций личности обучающихся в поликультурных условиях сельской школы
Киселева Наталья Витальевна, к.культурологии, доцент кафедры общего образования ГУ ДПО «Институт развития образования Ярославской области»
Информационно-методическое сопровождение преподавания родного (русского) языка в Ярославской области
Гунгаева Аягма Раднажаповна, учитель русского языка и литературы МОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа»
Формирование поликультурных умений средствами литературы
Комната 5. Круглый стол «Актуальные вопросы и задачи по сохранению нематериального культурного наследия бурят в Забайкальском крае»
Ссылка на запись круглого стола
Модераторы:
Романюк Лариса Борисовна, заведующая кафедрой гуманитарного образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»
Аналитик:
Махабадарова Римма Аюровна, старший преподаватель кафедры педагогики ГУ ДПО «Институт развития
образования Забайкальского края», к. п. н.
Спикеры:
Доржиева Аягма Цыбенова, шеф-редактор Территориального отделения филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чита» в п. Агинское
Будаева Билигма Батордоржиевна, заместитель руководителя — начальник управления социальной сферы Администрации Агинского Бурятского округа Забайкальского края, к.г.н.
Полномочия Администрации округа. Этнокультурная политика. Направления деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры
Дугарова Цырегма Доржиевна, к. культурологии
Про нематериальное культурное наследие – язык, легенды, пословицы, поговорки, скороговорки. На примере бурятского языка, героического эпоса Гэсэр
Норполова Сэсэг Жугдуровна, директор ГУК «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края»
О вопросах сохранения нематериального культурного наследия в Агинском Бурятском округе, методических рекомендациях по проведению Года культурного наследия в сфере народного творчества, создании реестра объектов нематериального культурного наследия
Дарижапова Оюна Шираповна, директор ГУК «Национальный театр песни и танца «Амар сайн», к. искусствоведения
Миссия театра – сохранение уникального песенного и фольклорного творчества бурят.
Бальжинимаев Булат Наранович, заместитель начальника управления социальной сферы — начальник отдела развития физической культуры и спорта Администрации Агинского Бурятского округа
Шагай наадан, hээр шаалган, эрын гурбан наадан, шатар – проведение соревнований по данным видам спорта
Цыденова Хандама Абидуевна, начальник отдела развития национальной культуры Администрации Агинского Бурятского округа
Выступления:
Клементьев Андрей Александрович, главный редактор журнала «Родное слово», к.ф.н., г. Ижевск, Республика Удмуртия
Научно-методический журнал «Родное слово» как ресурс для непрерывного профессионального развития учителей удмуртского языка и литературы
Величко Наталья Ивановна, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, кандидат культурологии АУ ДПО «Институт развитии образования» Ханты-Мансийский автономный округ – Югры
Преподавание родного языка в Ханты-Мансийском автономном округе-Югры. Этнокультурологический аспек
Невшупа Ирина Николаевна, доцент кафедры филологии ГБОУ «Институт развития образования Краснодарского края», к.ф.н.
Эффективные формы преподавания родных языков в Краснодарском крае
13.30-14.30 Перерыв
14.30-15.00 Техническое подключение на пленарное заседание
15.00-17.00 Пленарное заседание
Приветственное слово
Шибанова Наталия Михайловна, заместитель министра, начальник общего образования и воспитания Министерства образования и науки Забайкальского края, к. п. н
Модератор:
Грешилова Ирина Александровна, проректор по научно-методической работе ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.филос.н., доцент
Аналитик:
Крицкая Ирина Николаевна, ст. методист кафедры педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»
Спикеры:
Шибанова Наталия Михайловна, заместитель министра, начальник общего образования и воспитания Министерства образования и науки Забайкальского края, к. п. н
Государственная политика сохранения и развития родных языков народов РФ в год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
Кудрявцева Екатерина Львовна, научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования», к.п.н., Германия
Обзор продуктов и направлений работы Елабужского института ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Маршева Лариса Ивановна, директор ФГБУ «Федеральный институт родных языков», д. филол. наук, профессор, г. Москва
Условия и специфика преподавания родного языка в условиях диалога культур и разнообразия языкового ландшафта регионов РФ
Эрдэнэмаам С, МНР. Монгольский госуниверситет образования, социально-гуманитарный институт, кафедра русского языка профессор
О русском языке в Монголии: история, современное состояние и перспективы
Слесарь Марионелла Васильевна, директор ГУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования по Кустанайской области», Республика Казахстан
Родной язык в системе поликультурного воспитания личности: опыт Казахстана
Улитко Валерия Вячеславовна, проректор по НМР ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации» г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика
Модель обучения родному русскому языку в поликультурном пространстве: акценты методической компетентности учителя начальных классов